МБОУ Новоникольская СОШ
с. Новоникольское, Мичуринский район, Тамбовская область
  • Открытый библиотечный урок о культуре речи

    Наука Литература

    Цель: воспитание культуры речи учащихся.

    Задачи:

    Образовательные: формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.
    Развивающие: развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в команде, умений сопоставлять, сравнивать и анализировать, а так же умений осуществлять рефлексивную деятельность.
    Воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, активной жизненной позиции, чувства товарищества и ответственности за порученные задания, профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов и сленга.

    19-19 сентября
    Открытый библиотечный урок о культуре речи.

    Ход урока


    Библиотекарь: Здравствуйте ребята! У нас сегодня библиотечный урок о культуре речи «На чистом русском языке». Слайд 1

    (Разделить учащихся на 2 команды)

    Все учителя хотят, чтобы вы, ребята, были образованными, культурными. Вы, наверное, обращали внимание на то, что по речи человека складывается общее впечатление о нём. Произнёс он слово неправильно, ударение неправильно поставил, употребил жаргонное словечко и сразу думается: «не очень-то он культурен». Услышав от него грубое слово, думаешь: «Какой он злой!» Речь иногда свидетельствует о человеке больше, чем даже его лицо.

    А что значит, быть культурным человеком? Что нужно делать для этого?

    (ответы: здороваться, чисто и опрятно одеваться, уважать старших, помогать младшим умение правильно говорить и т.д.)

    Да, ребята, культура человека проявляется в его одежде, в его поступках, в отношении к взрослым, в любви к Родине. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Особенности культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям, словам-паразитам, сленгу. Но этому надо учиться.

    Как вы думаете, почему учителя заставляют вас выразительно читать, учить стихи, басни и отрывки из произведений?

    Дети: ответы

    Библиотекарь: Совершенно правильно, на литературных примерах вы учитесь красивой, лаконичной и культурной речи. Надо ли доказывать, какое исключительное значение имеет устное живое слово в наше время. Убедительной, вдохновенной речью должен владеть и бизнесмен, и политик, и школьный учитель. Мы смотрим телевизор, слушаем радио, и хорошо понимаем и даже представляем то, о чём говорит диктор и ведущий. Почему нам приятно их слушать и легко понимать?

    Дети: ответы (Они овладели культурой речи.)

    Библиотекарь: Что же такое культура речи?

    Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому нас учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах.

    Библиотекарь: Задумывались ли вы, ребята, над тем, что такое язык? Слайд 2

    Язык – это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

    Язык - это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен… (А.И.Куприн)

    Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. (М.Горький)

    Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… (А.Н.Толстой)

    Есть такая поговорка: «Встречают по одежке, а провожают по уму»». А как же люди узнают об уме, ведь вас же не заставляют каждый раз знакомясь с новыми людьми, делать тест IQ, или что-то подобное. А можно по речи человека, по тому, как он говорит определить его умственные способности.

    Согласно современным исследованиям, есть 2 явления, наиболее засоряющие речь современных подростков: это слова-паразиты и сленг. Вы знаете, что это такое?

    Слова - паразиты – это слова, употребляющиеся в устной спонтанной речи, они не несут никакого смысла, т.е. без них, смысл высказывания никак не изменится, служат для заполнения пауз, употребляются людьми с бедным словарным запасом.

    Сленг – это особые слова, выражающие значение уже существующих слов. Употребляется определенной группой людей: молодежный сленг, профессиональный, тюремный.
    Скажите честно, а вы сами наверняка употребляете в своей речи, как одно, так и другое явление. Кто-то чаще, кто-то реже, но, тем не менее, все или почти все.

    Вы уже разделены на 2 команды. Одна из которых сегодня будет выполнять задания связанные со словами-паразитами, а другая с молодежным сленгом.

    (Провести жеребьёвку)

    Что такое сленг и слова-паразиты мы уже определились, а вот современных примеров еще не приводили. Это и есть ПЕРВОЕ задание, которое вы получаете. Опираясь на свой личный опыт, на свою речь, речь ваших друзей и одноклассников, я предлагаю вам составить так называемый словарь-паразитариум, куда вы запишите тот сленг и те паразиты, которые сами употребляете. Я думаю, пару минут, вам будет достаточно, напоминаю, вы работаете в группах.

    (Ребята выполняют задание)
    Озвучьте, пожалуйста, ваши примеры. Начнем со слов-паразитов.

    Молодцы, большинство вы назвали, а вот еще некоторые примеры, которые нашла я. Их можно тоже записать в наш паразитариум.

    А теперь сленговые слова.

    А вот примеры, которые нашла я.

    СЛЕДУЮЩЕЕ задание будет у каждой группы свое, мы уже говорили, что сленг – это слова имеющие эквиваленты в литературном языке. Зачастую люди, употребляющие в своей речи сленг, считают, что в любой момент могут от него отказаться и перейти на нормальный литературный язык. А давайте проверим, так ли легко это сделать, перед вами листок со сленговыми словами - а вы должны подобрать к ним синонимы, передать смысл слова другим выражением.
    1. Прикинь –
    2. Ништяк –
    3. Хавчик –
    4. Базар –
    5. Прикид –
    6. Тусить –
    7. Предки –
    8. Бро –
    9. Ботан –
    10. Батл –
    11. Сяпки –
    12. Рот оф-
    13. Фиолетово –
    14. Замутить –
    15. Глюк –
    16. Шухер-
    17. Кульно –
    18. Го –
    19. Фейк –
    20. Няшно –

    А вторая группа в это время, пытается творчески подойти к инсценировке одного очень интересного стихотворения, написанного Аркадием Хайтом и называющегося “Лишние слова”.

    1. Видит как-то гражданин,
    Что сарай пылает.
    Он звонит по “ноль один”
    Срочно сообщает:
    2. Я не знаю, как начать,
    Но, как говорится,
    Я звоню вам, так сказать,
    Чтобы поделиться.
    Вообщем, значит, стало быть,
    Тут такое дело…
    1. Можно трубку положить
    Все давно сгорело.

    1. – Как проехать на вокзал? -
    Я спросил в трамвае.
    Пассажир один сказал,
    Что прекрасно знает
    2. – Вообщем, где-то, так сказать,
    Это близко очень.
    Просто тут рукой подать,
    Говоря короче.
    Я вам, значит, заодно
    Объясню по дружбе…
    Вы проехали давно
    Возвращаться нужно.

    1. Кот нахально влез на стол,
    Тянется к котлете.
    Тут хозяин подошел
    И коту заметил:
    2. – Вы, Василий, не того,
    Знаете ли, бросьте.
    Не для вас для одного
    Будут, значит, гости!
    Вообщем, я сказать хотел,
    Что терпеть не стану…
    1. Кот давно котлету съел,
    Взялся за сметану.

    Как видно из этого стихотворения, употребление в речи слов-паразитов может привести к самым абсурдным последствиям.

    Мы с вами так активно и творчески работаем, наверное вы уже немного устали? А хотите я вас научу как всего парой движений, и зная несколько точек научиться активизировать работу мозга, избавиться от раздражения, повысить настроение?

    Для этого нам с вами нужно прежде всего встать, расправить плечи и расслабиться. Разогреем ладошки. Чтобы избавиться от умственной усталости и ощутить прилив сил нужно найти и помассировать по часовой стрелке:

    • 2 точки по сторонам от ногтя мизинца, слегка надавали и массируем.
    • Посмотрели на большой и указательный пальцы, нашли место где у вас сходятся косточки, массируем с легким нажимом по часовой стрелке.

    • Нашли небольшую впадинку на задней части головы и помассировали ее, опять же по часовой стрелке.

    Чтобы с вашим настроением всегда все было в порядке, тоже есть несколько точек:

    • точка на лбу между бровями
    • точка у крыльев носа (движения вверх вниз)
    • 3 точки над верхней губой, под нижней губой и на подбородке.

    Отлично, ну я надеюсь, все взбодрились, усталость ушла и можно с новыми силами продолжать наш разговор дальше.

    Мы уже выяснили, что сленг и слова-паразиты загрязняют и обедняют нашу речь, заставляют нас выглядеть нелепо в глазах собеседников, но, наверное, с ними можно как-то бороться? А вы знаете, что раньше для борьбы с нежелательными словами использовался такой метод как мытье языка с мылом? А как вы думаете, есть какие-то более гуманные, но действенные способы для этого?

    Да, это очень сложный вопрос, я приготовила несколько вариантов действий, давайте вместе посмотрим, какие из них могли бы нам в этом помочь.

    1.Вообще ничего не говорить.
    2. Признаться себе в том, что у Вас действительно есть проблемы с чистотой речи
    (употребление слов паразитов и сленга)
    3. Выяснить какие именно слова-паразиты характерны для Вас, принять решение от них избавиться.

    4. Попросить знакомых делать вам замечание каждый раз когда вы произнесли слово-паразит или сленговое слово, и не обижаться, если на первых порах это будет происходить крайне часто.

    5. Ничего не делать, я вырасту, и молодежный сленг исчезнет сам собой.
    6. Назначит самому себе штраф за использование слов-паразитов и сленга( например выполнить какое-либо нелюбимое действие, помыть посуду к примеру, или каждый раз громко и при всех кукарекать, мяукать, лаять и так далее).

    7. Делать упражнения на дикцию.
    8. Старайтесь говорить чуть медленнее, слова-паразиты вылетают у нас при спонтанной речи, для заполнения пауз. Если чуть замедлить темп речи, у вас появится время, чтобы продумать дальнейшие слова, пауз не возникнет, и слова-паразиты не будут употребляться.

    9. Стараться чаще выступать на публике.
    10. Больше читайте, это увеличит словарный запас.
    11. Взять словарь и каждый день учить по 10-20 новых слов.
    12. Бить себя по губам каждый раз, когда произносишь слово-паразит или сленговое слово.
    13. Выписать все сленговые слова, которые употребляешь, и поободрать к ним синонимы, которыми их можно заменить.

    14. Поспорить с друзьями, что вы не будете употреблять в своей речи сленг.
    15. Записаться в кружок ораторского искусства.

    А что бы информация, которую вы сегодня узнали лучше вам запомнилась, и что бы с ней могли ознакомиться не только вы, но и учащиеся других классов, давайте сделаем своеобразную стен газету, в которой четко и лаконично отразим основные тезисы нашего сегодняшнего мероприятия. Все необходимое для этого у вас есть на столах, а схему, по которой вы будете делать стенгазету, вы видите на экране.

    1.Тема, над которой работала ваша группа (сленг либо слова-паразиты).
    2. Определение этого явления, то есть, что оно из себя представляет.
    3. Примеры (их вы записывали в свой паразитариум).
    4. Способы избавления от нежелательно лексики. Выберите 2-3 самых действенных способа и запишите их.

    5. Ну и не забудьте поработать над оформлением.

    Давайте повесим наши стенгазеты на доску.

    А в заключение мероприятия, для пополнения нашего словарного запаса, давайте познакомимся с терминами, определения которых всем известны:

    - вы чувствовали как пахнет земля после дождя?

    - а вы знаете людей, которые одинаково пользуются левой и правой руками?

    - а кто такой «бариста»?

    - как называется прогулка?

    - а вам знакомо состояние, когда не можешь вспомнить хорошо знакомое слово, которое вертится на языке?

    А вот сейчас давайте познакомимся с новыми терминами хорошо знакомых нам определений.

    И еще раз посмотрите на свои газеты, вспомните все о чем мы говорили, и ответьте мне на несколько вопросов. Изменилось ли ваше отношение к словам – паразитам и сленгу? Задумались ли вы над тем, а не слишком ли часто они встречаются в вашей речи? Какое решение вы приняли, нужно ли с ними бороться или вас все устраивает? Вы по прежнему считаете, что в любой момент сможете отказаться от их использования и это будет легко и просто, и они бесследно исчезнут?

    Спасибо вам большое, мне было очень приятно с вами работать, я надеюсь, вы тоже получили удовольствие, от нашего совместного времяпровождения.

    До свидания, до встречи.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie